Классификация предприятий индустрии красоты
ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ КРАСОТЫ (ПИК)
Существует два вида предприятий индустрии красоты:
- открытый,
- закрытый.
К открытому виду относится большинство существующих предприятий, их отличает доступность услуг.
В закрытых предприятиях услуги предоставляются строго ограниченному кругу клиентов и на определенных условиях.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАКРЫТЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.По методу формирования клиентской базы
а) «Абсолютные» предприятия характеризуются ограниченной клиентской базой, возможностей ее расширения не существует, так как обычно такие предприятия принадлежат крупным корпорациям и входят в схему корпоративного сервиса. Количество ПИКов данного вида незначительно (не более 5% от общего числа).
б) «Пополняемые» предприятия — более распространенный вид, имеют четкую схему и правила привлечения новых клиентов. Наиболее популярная схема — внесение первичного вступительного взноса (достаточно крупная сумма) или рекомендация постоянного клиента, с дальнейшим одобрением кандидатуры другими членами клуба.
2.По финансовой системе работы
а) Фактическая оплата услуг (как в обычном салоне или центре) — крайне неудачная и неподходящая для закрытых предприятий схема работы. Количество клиентов в клубе невелико и их дневной поток не прогнозируем, при отсутствии записи клиентов сотрудники должны выходить на работу, чтобы гарантировать клиенту выполнение услуги в течение всего рабочего дня — это ведет к невозможности финансового планирования и выплат сотрудникам из фондов предприятия.
б) Система авансовых платежей (предоплата) — наиболее правильная схема оплаты услуг в закрытом ПИКе, обеспечивает регулярное поступление финансовых средств и, как следствие, составленный вперед план выплат, обучения и повышения квалификации персонала. Оптимальна система ежемесячных авансовых платежей.
Существует 2 варианта предоплаты:
- «переходящий взнос» (остаток предварительного платежа переходит на следующий месяц). Недостатком такой системы оплаты является часто возникающая ситуация — клиент в межсезонье практически не появляется — сумма накапливается, и в сезон возникает необходимость выполнения огромного объема работы без поступления денежных ресурсов;
- «сгораемый взнос» (остаток внесенной суммы не переносится на следующий месяц), позволяет избежать потерь и стимулирует клиента к регулярности посещений специалистов.
Особенности закрытых предприятий:
- необходимость тщательного подбора персонала, сочетающего высокий профессионализм и психологическую устойчивость — клиентура элитная, а значит требующая особого подхода;
- соблюдение конфиденциальности, т.к. клиенты закрытых предприятий обычно не желают распространяться что, где и за какую цену они получают, вплоть до подписания всеми сотрудниками неразглашения данных о клиентах, с оговоренными санкциями в случае несоблюдения;
- обязательное систематическое повышение квалификации персонала;
- хорошо организованная работа администратора (клиенты не должны встречаться, перемещаясь по кабинетам);
- обеспечение системы безопасности (рекомендация: прежде чем приступить к созданию дизайн-проекта такого предприятия проконсультируйтесь со специалистами по охране);
- рискованность бизнеса (закрытое предприятие может находиться в «непроходном» месте, специфический ремонт и т.д., поэтому переделать закрытое предприятие в открытое практически невозможно). При продаже бизнеса целиком (ситуация для закрытых предприятий достаточно редкая) финансовые потери составляют в среднем от 30 до 60%.
РЕЗЮМЕ
Несмотря на то что управление закрытым предприятием кажется более престижным и рентабельным — это самостоятельная ниша в салонном бизнесе, требующая определенных знаний, опыта и «запаса прочности».
Однозначная рекомендация — открывать подобный бизнес как третье-четвертое предприятие, когда есть опыт, возможна ротация персонала и сформирована клиентская база, из которой можно набрать клиентуру закрытого салона или центра.
КЛАССЫ ПИКов
На вопрос: «Какого класса Ваше предприятие?» владельцы и управляющие салонов чаще всего отвечают: «Цены у меня самые высокие в городе, значит у меня элитный салон!». Цены на услуги являются не основой для определения класса, а отражением его.
Различают предприятия эконом-, бизнес- и vip-класса. Для разъяснения введем так называемые принципы классификации.
ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО КЛАССАМ
Месторасположение
- Эконом: расположен в местах скопления людей, в «проходных» местах, доступен большей части населения.
- Бизнес: большой спальный район, т.к. в системе маркетинга должен опираться на окружающий бизнес.
Парковка
- Для эконом-класса этот вопрос не актуален.
- Бизнес: возможность парковки вблизи от салона.
- Vip: собственная парковка (официальный знак и система обслуживания: парковщик или видеонаблюдение).
Внешний вид здания
- Эконом: чаще всего денег на ремонт фасада после открытия не остается.
- Бизнес: аккуратный внешний вид.
- Vip: отделка фасада стильная (очень часто плохой или недостаточно престижный экстерьер отпугивает первичного клиента).
Наружная (внешняя) реклама
- Эконом: упор на рекламу цены (максимально качественная услуга по минимально возможной цене).
- Бизнес: реклама «бренда» (товарного знака и фирменного стиля).
- Vip: реклама статуса (элитные клиенты в большинстве своем снобы).
Интерьер
- Эконом: светло и чисто, без изысков.
- Бизнес: интерьер для услуги (все качественно, с идеей, но в рамках необходимого).
- Vip: интерьер сверх услуги (это статусное предприятие).
Внешний вид сотрудников
- Эконом: аккуратный и чистый.
- Бизнес: форменная одежда в соответствии с корпоративным стилем и цветом (к сожалению, частый пример — вывеска бело-синяя, стены желтые, буклеты красные, форма зеленая).
- Vip: элитное предприятие, следовательно сотрудники должны соответственно выглядеть.
Уровень специалистов, то есть ответ на вопрос «А кто у Вас работает?!»
- Эконом: профессионалы.
- Бизнес: лучшие в своем классе.
- Vip: специалисты со статусом звезды.
Сервис
- Эконом: сервис ограничен одним словом — улыбаемся (нет ни времени, ни денег для осуществления стандартных сервисных мероприятий).
СИТУАЦИЯ: салон эконом-класса хорошо работает, приносит планируемую прибыль. Управляющий вводит дополнительный сервис для клиентов — встреча клиента, чай, кофе и т.д. Один администратор не справляется (смотри загрузку предприятия), на работу берут второго администратора, дополнительные расходы на чай, кофе и другие материалы для осуществления сервиса. Чтобы компенсировать траты поднимаются цены на услуги, клиенты начинают уходить. Почему? Искусственный переход в другой класс (сервис по бизнес-классу, а все остальное — эконом). Клиент такого противоречия не потерпит. - Бизнес: единый стандарт сервиса (на каждое сервисное действие написана и утверждена последовательность действий — стандарт, единый для всех сотрудников). Основных стандартов в среднем предприятии около тридцати: встреча клиента, запись клиента, ответ по телефону, этика отношений между сотрудниками, предложение чая, кофе, расчет клиента (финансовая дисциплина) и др.
- Vip: индивидуальный стандарт сервиса («подстраивание» под запросы и желания каждого клиента — для этого есть и время, и средства). Администратор составляет «досье» на каждого клиента, в котором указываются сервисные предпочтения клиента, и заранее проводит необходимую подготовку к визиту каждого конкретного человека.
Загрузка предприятия (вычисляется в % к расчетно-максимальной) является основой для составления бизнес-плана предприятия.
- Эконом: 50-70%.
- Бизнес: 30-50%.
- Vip: 10-30%.