Вы открыли салон:
Помещение найдено, название выбрано, интерьер разработан.
Пора приступать к набору персонала, тех самых «шестеренок», от которых будет зависеть будущий успех или неуспех вашего бизнеса.
Вот тут и начинаются проблемы и вопросы.
Брать ли в салон на работу друзей-знакомых? Или лучше предпочесть совершенно незнакомых людей, с которыми отношения придется выстраивать с нуля, но которые при этом не попытаются привнести в рабочую атмосферу личные отношения?
Брать ли знакомого мастера, с которым ранее вы общались только в качестве клиентки? Или предпочесть того, о ком вы вообще ничего не знаете, но который и о вас ничего не знает?
Основная ошибка, которую допускают начинающие предприниматели – отсутствие осознания своего места в открываемом салоне и цели, с которой этот салон открывается.
Немаловажный вопрос — для чего вам салон?
Задайте себе этот вопрос. Это источник дохода, творческая мастерская или старая мечта? И это осознание нельзя откладывать на потом, подобный самообман не приведет ни к чему хорошему.
Как вы сможете дать понять свои устремления будущим сотрудникам, если вы их сами для себя еще толком не сформулировали?
А без этого вы не сможете создать четких договоренностей – тех самых зубчиков, без которых ваши шестеренки будут проскальзывать и механизм не сможет нормально работать.
Итак, еще до начала набора сотрудников вам предстоит четко решить, кто вы – клиентка, которая открывает салон для собственного удовольствия, или предприниматель, который стремится не только отбить вложенные в это предприятие деньги, но еще и заработать.
И объяснять ваши цели потенциальным сотрудникам следует до того, как они переступили порог.
Не стоит надеяться на то, что вам удастся их перевоспитать, если изначально ваши цели не совпадают – такое вполне может случиться потом, когда салон уже будет успешно функционировать и обладать сработавшимся коллективом.
Но в самом начале работы на такое лучше не полагаться и не рассчитывать, что вам удастся человека переубедить в процессе работы, даже если вам изначально его подход не очень нравится.
Этот самообман лишь отсрочит принятие неприятного решения. Лучше сразу отказать, если вы видите, что человек – не ваш, и цели у вас с ним разные.
Следующий этап, который тоже необходимо продумать до начала набора сотрудников, чтобы потом вести себя соответственно – ваше место.Кем вы себя видите в будущем коллективе?
Вы – большой босс, который сидит в кабинете и стрижет купоны, администратор или мастер? Все три варианта вполне возможны и одинаково могут привести к успеху, только для их успешной реализации требуются совершенно разные модели поведения и сценарии.
Большое искушение для начинающего бизнесмена – стать во главе своего предприятия, на броневик или на вершину пирамиды, кому какое сравнение больше нравится.
Быть настоящим и единоличным руководителем, который знает всё про всё и без санкции которого не принимается ни одно решение.
Если вы действительно хороший специалист, имеете один салон и согласны работать в нем без выходных по 18 часов ежедневно – такая модель поведения окажется вполне успешной.
Во всяком случае – до тех самых пор, пока вам не захочется расширить свой бизнес.
При наличии двух или трех салонов вам просто не хватит часов в сутках, чтобы успеть охватить их все и вникнуть во все детали, не клонировать же себя!
Впрочем, и клонирование в данном контексте было бы не эффективно.
Итак, мы пришли к выводу, что единолично все контролировать и тянуть салон в одиночку возможно лишь в том случае,
если этот салон у вас один.
Да и то при этом вам придется отказаться от всякого намека на личную жизнь.
Гораздо эффективнее выглядит распределение обязанностей и ответственности между сотрудниками. А при расширении бизнеса это так и вообще единственный приемлемый вариант развития.
Но и быть простой шестеренкой, одной из многих, руководитель тоже не может. То есть – нельзя все время находиться «среди», внутри коллектива.
Когда вы долгое время находитесь на этом уровне, ваш обзор ограничен ближайшим окружением – шестеренка видит лишь ближайшие шестеренки, остальное ускользает из круга ее внимания.
То есть, при получении информации о тех сотрудниках, кто выпал из вашего поля зрения, вы вынуждены будете полагаться на добросовестность и точность вашего ближайшего окружения.
Такое положение, как правило, приводит к нарастанию искажения получаемой вами информации и серьезным проблемам впоследствии.
Христос когда-то сказал: «Чтобы вести людей, надо следовать за ними». В евангельской притче о пастыре говорится, что место пастуха позади стада, а не в его главе.
Во главе стада идет первый баран, или даже козел. Истинный же лидер держится позади – и только таким образом имеет возможность видеть все и руководить движением, направляя его в нужную ему сторону.